- Организация свободного времени осужденных
- Специально организованный процесс приобщения осужденных к полезным видам деятельности образовательного, творческого, общественного, культурно-массового, физкультурно-спортивного характера с целью нравственной переориентации личности. Наибольшая активность в изучении проблем свободного времени осужденных была в 1960-70 гг. (В.Г. Байкова А.В. Баранов, Д.М. Генкин, А.Б. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, Г.Е. Зборовский, С.Н. Иконникова, Э.В. Клопов, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов и др.), когда были психологическая и педагогическая важность исправительного использования его. В это же время появилась работа, «Организация свободного времени осужденных в ИТУ», где рассматривались вопросы, связанные с организацией свободного времени осужденных к лишению свободы, анализировался опыт деятельности, накопленный исправительными учреждениями. В 1980-90-е гг. психолого-педагогические аспекты исследования нашли отражение в работах Ю.А. Алферова, И.П. Башкатова, Л.А. Высотиной, В.Г. Деева, В.Ф. Клюкина, А.С. Михлина, А.И. Папкина, В.Ф. Пирожкова, М.П. Прокопова М.П. Стуровой, А.Н. Сухова, Н.А. Тюгаевой, А.И. Ушатикова, Н.Л. Филиппова, Н.С. Фомина и др.
Особенности организации свободного времени в ИУ определяются: спецификой самих участников этого процесса; стилем взаимоотношений сотрудников и осужденных; соответствием их действий и поступков нормам морали и права; уровнем организации воспитательного процесса в конкретном исправительном учреждении и особенностями субкультуры осужденных. Важная задача его организации: приобщение осужденных к положительным видам деятельности творческого, рекреативного, познавательного, эстетического, физкультурно-спортивного и другого характера. Основные формы: тематические и литературные вечера, викторины, читательские конференции, обсуждение кинофильмов, видеофильмов, телепередач, встречи с интересными людьми, участие в рационализаторстве, изобретательстве, в кружках по интересам клуба или отряда, в техническом, самодеятельном творчестве и др. Формирование культуры свободного времени у осужденных позволяет не только влиять на переориентацию интересов и духовных потребностей, но и обеспечить процесс преобразования объекта исправительного воздействия в его.
(Е.В. Пограничная)
Литература: Соколов Н.И. Формирование объективной самооценки у осужденных средствами кино и художественной литературы / Под ред. А.И. Кочетова. - Рязань, 1977; Исправительно-трудовая психология. -Рязань, 1985; Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. - Рязань, 1993; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. - Рязань, 2000.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.